МКОУ «Зелёнополянская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока математики
«Запись сложения в строчку и в столбик»
2 класс
(УМК «Перспективная начальная школа»)
автор учитель начальных классов
Дотолева Марина Евгеньевна
2014г
Конспект урока «Запись сложения в строчку и в столбик»
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)
Цель урока: создать условия для знакомства с алгоритмом записи сложения в столбик
Задачи урока:
- Образовательные (предметные):
· Сформировать умение записывать сложение в строчку и столбик.
· Познакомить с алгоритмом записи сложения в столбик.
- Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
· Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Способствовать выполнению пробного учебного действия – запись в столбик.
· Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
· Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
· Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
· Подвести под понятие - алгоритм сложения.
· Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
· Развивать умение работать с разными видами информации.
· Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
· Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
· Работать над использованием знаково-символичных средств.
· Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
· Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
· Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
· Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
- Воспитательные (личностные):
· Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
· Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
· Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
· Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
· Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
· Работать над осознанием ответственности за общее дело.
технологическая карта урока
Этап урока
|
Цели этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемые результаты
|
Личностные
|
Метапредмет-ные
|
Предметные
|
1. Организацион-ный момент
|
Организовать направленное внимание на начало урока.
|
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Предлагает детям подумать, какие знания помогут нам для успешной работы на уроке.
Все задания, выполненные вами, вы будете оценивать сами: на полях в тетради за верно выполненную работу ставьте «+», за работу с ошибкой – « - », за помарку – «V» В конце урока подведем итоги.
Проговаривает план урока.
|
Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.
Высказывают своё мнение.
|
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
|
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Вспоминают все пройденные темы.
|
2. Постановка учебной задачи.
|
Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока.
Методы постановки учебной задачи; побуждающий от проблемной ситуации, диалог – подводящий к теме.
|
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний:
Итак, ребята начнём работать.
Я тетрадочку открою и с наклоном положу, я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Ножки ровно, спинку прямо, между грудью кулачок, все задания сегодня выполню я хорошо!
-Ребята, а мы умеем записывать выражения в строчку? А сможем найти значение выражения? Давайте покажем и объясним
Мише ,как это выполнить.
Всё ли мы из конвертика достали? Показывает маленькие листочки в клеточку. Предлагает записать выражения на маленьких листочках в клеточку размером 3х3 и 4х4 .
|
Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала, осознание необходимости получения новых знаний:
Открывают тетрадь и один из учеников, обнаруживает конверт.
Читают письмо.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Маша Иванова. Я не могу научить Мишу записывать математические выражения - 38+41, 462 + 325 в строчку и …. (письмо обрывается)»
Выполняют сложение
38+41, 462 + 325- раскладывая по разрядам в строчку.
Пытаются записать выражения на маленьких листочках.
|
Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Умение адаптироваться к сложным ситуациям.
|
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Подведение под понятие цифры и числа 8.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Взаимодействие с соседом по парте.
|
Выполняют сложение
38+41, 462 + 325 раскла-дывая по разрядам в строчку.
Записывают выражение в столбик.
|
3. Постановка цели урока
|
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
|
Задает вопрос относительно того, чему будет посвящен сегодняшний урок.
|
Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:
на уроке будем записывать сложение в столбик.
|
Формирование мотивационной основы учебной деятельности.
|
Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
|
-
|
4 Открытие нового знания.
|
Введение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, новое правило пытаются выразить своими словами. В завершении даётся общепринятая формулировка нового алгоритма действия.
|
- Как вы думаете, удобно будет таким способом сложить двузначные и трехзначные числа, например, 462 и 325? Как же быть?
Может быть, у кого-то появилась идея. Как найти сумму данных чисел? (ответы детей)
- Посмотрите на запись сложения столбиком.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, чтобы верно вычислить сумму?
Какой знак заменяет знак « =»? Г пишем знак «+»?
|
Высказывают своё мнение?
Отвечают на поставленный вопрос.
Предлагают записать выражение в столбик.
Пишем первое слагаемое, записываем второе слагаемое : единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
|
Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности
|
Работа с разными видами информации.
Использование знаково-символичных средств.
Выполнение пробного учебного действия – работа по учебнику.
Выполнение действий по образцу.
|
Совершенствование навыков применения алгоритма .
|
5. Первичное закрепление.
|
Сформировать навыки написания сложения в столбик.
|
Работа по учебнику № 3-4
|
Выполняют № 3-4 самопроверка
|
Осознание ответственности за общее дело.
Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.
|
Высказывание своего мнения.
Аргументация своего мнения.
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.
|
Выполняют № 3-4самопроверка
|
6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
|
Смена вида деятельности
|
Показ рифмованных движений для снятия переутомления
|
Повторение движений учителя
|
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении
|
Выполнение действий по образцу.
|
-
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самопроверка по слайдам презентации.
|
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
|
Предлагает самостоятельно выполнить № 5,6
|
Работают в парах.
Работают с тетрадью для самостоятельных работ.
|
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
|
Ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Взаимодействие с соседом по парте.
Анализ, синтез, сравнение и обобщение.
|
Выполняют самостоятельно № 5,6 самопроверка..
|
8.Включение нового знания в систему знаний и повторений.
|
Выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с ранее изученными темами.
|
Предлагает творческое задание- составить и решить задачу № 8
|
Выполняют № 7-8
|
|
|
Выполняют № 7-8
|
9. Рефлексия деятельности
|
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
|
Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.
Какую цель ставили?
Удалось нам научить Мишу и самим научиться записывать столбиком сложение? Как вы себя оценили? Предлагает – встать, тем, у кого одни плюсы «5»; похлопать тем, у кого есть один-два минуса «4».
Д/з т2 стр .19 по выбору.
|
Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности
|
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Самооценка на основе критерия успешности
|
Рефлексия способов и условий действия.
Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
|
-
|
Список использованных источников
1. Чекин А.Л. Математика 1 класс: Учебник. Часть 1. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №1 - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
3. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 5-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
4. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1 (Проект «Перспективная начальная школа»).
т
|