Внеурочная деятельность 3 класс
Тема: В.Поленов «Московский дворик»
Цельурока: научить обучающихся находить и видеть на картине то, что изображено и перестраивать и воссоздавать то, что вышло за рамки изображения, но каким – либо образом его характеризует.
Задачи:
- научить находить указанные детали, открывать подробности;
- научить выделять фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность;
- научить устанавливать причинно – следсвенные связи между тем, что изображено и тем, что выходит за рамки изображения;
- научить объединять впечатления в целостную картину мира.
Оборудование: распечанные копии картины для каждой группы, закрытые листами А4 ( на них вырезаны три кружочка и закрыты), лупы, рамки прямоугольные и круглые, секторы с номерами.
1. «Тайна особого зрения»
- Ребята, а вы любите тайны?
- А что такое «тайна»? (Тайна – это нечто неизвестное, неразгаданное; нечто скрываемое кем-то от других.).
- Предлагаю тему нашего урока: «Тайна особого зрения».
- Какую цель поставим перед собой? (Разгадать какую-то или чью-то тайну, как-то особенно посмотреть на что-то.)
2. «Таинственный человек».
- Сначала познакомимся с «таинственным человеком». Про него известно, что:
- Этот человек увлекался строительным искусством, музыкой, пробовал себя в роли актёра. Это русский художник, мастер живописи, педагог; разносторонне одарённый и широко образованный человек – Василий Поленов.
3. «Таинственный лист бумаги».
- Перед вами лежит таинственный лист А4. Его тайну будем открывать постепенно.
Работа в группах с помощью сектора (у каждого указан номер).
1) Фрагмент 1.
- №1, откройте первый кружок, возьмите лупу и хорошо рассмотрите со своей группой «окошечко». Что вы увидели? Кто это? Что делает? Почему? Как одет?
(Это малыш, он сидит и плачет, потому что один. Одет в светлую одежду.)
2) Фрагмент 2.
-№2, откройте второй кружок, с помощью лупы рассмотрите в группе следующий фрагмент.
(Это девочка лет 3-4-х. Она в длинной синей юбке с фартучком. Стоит что-то рассматривает.)
3) Фрагмент 3.
-№3, откройте третий фрагмент и расскажите всё о нём.
(Это дети. Один сидит, другой лежит. Они играют с собакой, виден её хвост. Одеты в простую светлую одежду.)
- Как вы думаете: это фрагменты одной или разных картин? Докажите. (Ответы детей.)
- Действительно, это фрагмент одной картины, и он выделен прямоугольной рамкой в презентации.
- Какое название можно ему дать? (Дети, ребятишки, детвора…)
- Какие они? (Светловолосые, счастливые, родные…)
- Что они делают? (Играют, веселятся, рассматривают, плачут…)
- Придумайте фразу, которая будет раскрывать смысл этого фрагмента.(Ответы детей.)
4) Фрагмент 4.
-№4, снимите скрепки с «таинственного листа» и откройте нам тайну, спрятанную под бумагой.
- Это картина Василия Поленова «Московский дворик», написанная в 1878 году.
4. Тайна художника.
«Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета…»
- Какой смысл вкладывает художник в слово «картинка»? (Добрый, ласковый, родной…)
- На самом деле Поленов несерьёзно относился к своей работе, т.к. торопился написать её к выставке. Это «тайна» самого художника.
5. Путешествие по картине.
- Я предлагаю обойти весь дворик, попутешествовать внутри картины.
- С помощью круглых рамок покажите, кто ещё изображён в Московском дворике.
- Проверьте с помощью презентации.
- Определите, какая дорожка начинается ближе всего к глазу зрителя. (Она изображена на первом плане в правом нижнем углу.)
- Какие маршруты можно проложить, путешествуя по дорожкам? (Ответы детей.)
- Мы отправимся вглубь картины по самой широкой тропинке, которая ведёт к дому - усадьбе.
(Работа в группах.)
- Сейчас вы становитесь «Глазками», «Ушками», «Носиком», "Душой" картины. Вам даётся несколько секунд, чтобы вы увидели, услышали и почувствовали «Московский дворик».
- Группа «Глазки», что или кого вы увидели? (Ответы детей.)
- Группа «Ушки», что вы услышали? (Ответы детей.)
- Группа «Носик», какие запахи почувствовали? (Ответы детей.)
- Группа "Душа" картины, что вы почувствовали? (Ответы детей.)
6. Тайна названия картины.
1) «Дворик».
- Предположите, чем этот пейзаж привлёк внимание художника? (Здесь уютно, весело, по - родному.)
- Тихий и уютный островок жизни прогрет летним солнцем.
- Так почему «дворик», а не двор? (Художник говорит с любовью, ласково. Ему здесь нравится.)
2) «Московский».
- Если мы пройдём между домом и сараем, то где окажемся? (На задах дома.)
- Что там можно увидеть? (Ответы детей.)
- Там кипит городская жизнь Москвы. Этот переулок находился недалеко от Арбата, одной из центральных улиц столицы. Колокольня и церковь сохранились и выглядят так (слайд презентации).
- Так почему же дворик «Московский»? (Он находился в Москве.)
- Какую тайну мы приоткрыли с вами? (Мы открыли тайну названия картины.)
7. Тайна картины.
- Открою вам тайну: вот так выглядела эта картина в 1877 году, за год до выставки. Затем она разрослась и заселилась людьми.
- Какая картина вам больше нравится? (Ответы детей.)
8. Тайна, спрятанная за забором.
- Куда бы вам хотелось заглянуть на картине, что спрятано от глаз человека?
- Меня тоже так и тянет заглянуть через высокий деревянный забор и рассмотреть дом подробнее.
- Что скрывается за зарослями сада?
- Кто хозяева этой усадьбы? Закройте глаза и пофантазируйте.
Картина «Бабушкин сад».
- Как вы думаете, что это за картина?
- Это картина Василия Поленова «Бабушкин сад», написанная в 1878 году. Так выглядит вход в усадьбу, и на ней изображены хозяева – бабушка с внучкой. Ароматы свежего сада окутывают этих женщин.
- С помощью прямоугольной рамки найдите доказательства, что это одно здание. (Ответы детей.)
9. Рефлексия. Тайны особого зрения.
- Вернёмся к «Московскому дворику».
1) - Картину можно ещё долго рассматривать и находить тайны художника. «Московский дворик» принёс Поленову славу и известность. На данный момент картина находится в Третьяковской галерее. Павел Третьяков сразу приобрёл эту картину, как только она была выставлена на художественной выставке.
2) - Критики, историки, искусствоведы писали, что «картина дышит поэзией правды…»
3) - Картина не оставила равнодушными и поэтов. Московский дворик. По картине В. Поленова
Алевтина Маркова
Однажды ранним утречком, открыв в дому окно,
Душевному порыву лишь подвластен,
Вживляя бренный мир в очередное полотно,
Писал пейзаж великий русский мастер.
Арбатский переулочек, провинции уклад,
Обычный уголок - московский дворик...
Поддерживает слева разрастающийся сад
Дощатый, не покрашенный заборик.
Легко плывут по небу голубому облака,
И солнце поднимается всё выше,
И жарким будет этот летний день наверняка,
К полудню раскалятся стены, крыши,
Нагреется земля... Ну, а пока под синевой
Снуёт неугомонных галок стайка,
А двор, покрытый сочною зелёною травой,
Напомнил детства милого лужайку.
На заднем плане - церкви золотые купола,
Пять башенок высоких с колокольней.
Церквушка так воздушна, так нарядна и бела,
Что рядом с ней теплее и привольней!
А солнышко, отбросив тень на белый особняк,
И путаясь в извилистых тропинках,
Колодец осветило, заглянуло на чердак,
Лучом погладив каждую травинку.
Покойно. Но движенье ощущается во всём,
Недаром лето дарит нам свободу.
Из дома вышла женщина с наполненным ведром -
КурЯм дать корм иль просто вылить воду...
В центральной части тихого, уютного двора,
На фоне покосившихся сараев,
С утра уже в траве густой расселась детвора,
Жучков-букашек разных собирая.
Девчушка в длинной юбке, с белобрысой головой,
Рассматривает первую ромашку...
А может, это мальчик, деловитый и босой,
Кладёт жука в карман своей рубашки?
Оставленный ребятами, в траве малыш сидит -
То ль плачет громко, то ль зевает сладко...
На солнышке пригревшись, одинёшенько стоит
В телегу запряжённая лошадка.
Стоит, переминается, траву ногами мнёт,
И тронуться в любой момент готова,
Покорно, терпеливо так, своих хозяев ждёт -
Похоже, на базар поедут снова...
Ах, сколько света, радости нам дарит сей пейзаж
Родного деревенского приволья!
Кого-то мне напомнит той девчушки персонаж,
И сердце отзовётся лёгкой болью.
Над этой безмятежностью - бездонность синевы!
Мне дарит свет в минуты тьмы и горя
Один из переулочков купеческой Москвы,
Обычный уголок - московский дворик ...
4) - Наверное, у каждого сложилось собственное мнение о картине. Расскажите своё мнение о картине.
|