Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. Образовательные результаты конкретизированы в примерной основной образовательной программе и представлены 66 умениями базового уровня – «выпускник научится» (13 – личностные универсальные учебные действия, 9 – регулятивные, 15 – познавательные, 10 коммуникативные, 19 - работа с текстом) и 44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться» (10 – личностные универсальные учебные действия, 7 – регулятивные, 9 – познавательные, 10 коммуникативные, 8 - работа с текстом).
Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений. В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять дефициты в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов. Кроме того, требование нового образовательного стандарта включать в общую оценку самооценку учащегося приводит к необходимости анализа самими школьниками своего продвижения, динамики уровня развития того или иного метапредметного умения, что, естественно, невозможно сделать даже относительно 66 умений.